• Монумент "Рабочий и колхозница"

    Знаете, что чаще всего спрашивают в интернете при поисках информации об этой достопримечательности ВДНХ? «Памятник Рабочий и колхозница» - именно так звучит наиболее частый запрос.
    И, в каком-то смысле, это соответствует действительности, ибо скульптура Веры Мухиной  на проспекте Мира навсегда стала памятником  советской эпохи.

    Рабочий и Колхозница
    Фото: современный вид монумента

    Монумент Рабочий и колхозница был установлен на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ в июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки. Смонтированы скульптура и пьедестал были наспех, в угоду срокам и датам – проклятью советской пропагандистской машины.
    Выставки в МВЦ "Рабочий и Колхозница" сегодня >>>
    За два года до этого статуя Рабочий и колхозница украшала павильон СССР на Всемирной выставке искусств и техники 1937 года в Париже, где развернулась идеологическая борьба между советской и немецкой экспозициями.
    Париж 1937
    Фото: Париж, 1937 год

    Павильоны Германии и СССР стояли на той выставке напротив друг друга, словно символизируя будущее военное противостояние двух стран.

    Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан

    Идейный замысел скульптуры сформулировал архитектор Б.М. Иофан, автор павильона СССР на выставке. «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма... Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это — павильон Советского Союза... Я был убежден, что наиболее правильный путь выражения этой идейной целеустремленности заключается в смелом синтезе архитектуры и скульптуры… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Нике — крылатая победа...» - писал Иофан.
    Павильон длиной 150 метров поднимался уступами, словно ступенями, на вершине здания находились «юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
    Замысел архитектора был воплощён в реальность Верой Мухиной, создавшей монументальную композицию «Рабочий и колхозница». «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», — вспоминала Мухина впоследствии.

    Большая роль в техническом решении восьмидесятитонной конструкции (по другим источникам скульптурная группа весила 50 тонн) принадлежит профессору П. Н. Львову.
    Уже на Всемирной выставке под личным руководством П. Н. Львова «Рабочего и колхозницу» собрали всего за 11 дней.
    В Париже советский павильон был облицован самаркандским мрамором, вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик.
    Главный приз парижской выставки был присуждён совместно немецкому и советскому павильону.

    Созданная за рекордно короткий срок скульптура «Рабочий и колхозница» была сильно повреждена при демонтаже в Париже и транспортировке в Москву. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято решение об установке статуи у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, очередное открытие которой планировалось летом 1938 года. Очередное – потому что открытие ВСХВ, ставшей впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ, переносилось дважды – сначала на 1938-ой, а затем на 1939 год.

    Рабочий и Колхозница на ВДНХ

    Установка скульптуры парижского павильона в Москве обсуждалась на заседании руководства и оформителей ВСХВ 27 апреля 1938 года, когда ещё планировалось открыть выставку к 1 июня. Создатели «Рабочего и колхозницы» Иофан, Мухина и Львов настаивали на том, чтобы установить скульптурную композицию «лучше, чем в Париже», поскольку «эта вещь вошла в сознание масс».

    Главный архитектор Выставки В.К. Олтаржевский, понимая всю сложность политической и хозяйственной  ситуации вокруг ВСХВ, подвёл итог:
    «В наших условиях такое (как в Париже) здание мы построить не сумеем. Строить придётся из бетона и дерева. Максимум, что можно сделать в отношении размера пьедестала, это (довести его) до 10 метров».
    Высота павильона в Париже, где скульптура «царила над всей выставкой» была 34 метра.
    Так и был установлен этот «памятник триумфа», Рабочий и колхозница, на пьедестал в треть от парижской высоты. Планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов.
    После возвращения на московскую землю монумент стал стремительно превращаться в  «эталон социалистического реализма» и неофициальную эмблему коммунистической идеологии и советского государства.
    Практически сразу её увидели на киноэкранах миллионы советских людей в фильмах «Подкидыш» (1939 год)

    Подкидыш

    и «Светлый путь» (1940 год)

    Светлый путь

    А в 1945 году контуры Рабочего и колхозницы уже были видны в первых кадрах фильма «Здравствуй Москва».

    В 1948 году Мосфильм официально принял изображение скульптуры в качестве своей эмблемы.
    Напомним, что скульптура Мухиной Рабочий и колхозница никогда не являлась символом ВДНХ СССР и ВСХВ, несмотря на явное территориальное соседство. Путаница происходит из-за отдалённого композиционного сходства работы С.М. Орлова «Тракторист и колхозница», установленной на арке Главного входа ВДНХ (ВВЦ) и работы В.И. Мухиной.
    Авторы парижского успеха – Иофан, Мухина и Львов неоднократно предпринимали усилия по переносу Рабочего и колхозницы на более высокий постамент, Вера Игнатьевна до конца жизни мечтала увидеть свою скульптуру на Ленинских горах в Москве.
    В 1976 году реконструкции помешала смерть Бориса Иофана, а в 1987-ом, в разгар перестройки, когда был объявлен еще один конкурс на поиск места для прославленной группы, было уже не до перестройки исторического памятника.

    Рабочий и Колхозница сегодня

    В 2002 году была начата реконструкция всего сооружения, простоявшего с незначительными ремонтами 63 года. Скульптура была разобрана осенью 2003 года и вернулась на место лишь в 2009 году, обойдясь бюджету почти в 3 миллиарда рублей.
    Сейчас основанием для 24-х метровой статуи служит здание музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница». Адрес монумента «Рабочий и Колхозница» (вернее, всего МВЦ) - проспект Мира 123Б.

     Монумент в районе ВДНХ

    Скульптурная группа «Рабочий и Колхозница», является госохранным объектом культурного наследия (памятником монументального искусства) федерального значения (охранный № 18, Постановление СМ РСФСР N 1327 от 30.08.1960 г.).

    Статья написана в конце 2013 года.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    * Please Add the Values